Роль учебного компьютерного центра
в информатизации образования Угличского МО

Павлов А.В., руководитель компьютерного центра ИМЦ

 

Вот уже более 10 лет в г. Угличе действует Учебный компьютерный центр. Можно подвести некоторые итоги и поделится опытом работы центра, который наверняка заинтересует представителей малых городов нашей области. Итак, вспомним 1992 год – год открытия центра. В стране экономический хаос, правительство занято реформами и до образования совершенно нет дела, финансирование практически отсутствует.

В особо бедственном положении оказался предмет информатика, так как компьютерная техника установленная в немногих школах в более-менее благополучные 80-е годы практически выработала свой ресурс. Также в округе очень не хватало квалифицированных учителей информатики. В этих условиях, благодаря поддержке городского руководства и был создан межшкольный Компьютерный центр. Для размещения центра, городской КУМИ выделил закрывшийся детский сад, в котором в спешном порядке в течение лета была сделана перепланировка и ремонт одной половины здания. В качестве технической базы одна из школ передала центру компьютерный класс «Корвет», который из-за отсутствия учителя около года пролежал у них не распакованный

Задачами центра являлись проведение уроков информатики для школьников города и района, создание и отработка методик использования компьютеров в учебной деятельности, разработка и внедрение учебных компьютерных программ.. И в 1992-1993 учебном году силами 3-х сотрудников центра на его базе стали проводится уроки информатики для всех школ города. Одновременно вёлся ремонт второй половины здания. Летом 1993 года удалось оборудовать ещё один компьютерный класс УКНЦ. Благодаря этому, уже в 1993-1994 году центр стал обслуживать и некоторые сельские школы, ученики которых доставлялись автобусом ГОРОНО.

В 1995 году нам удалось приобрести компьютеры IBM с самыми современными на то время 486 процессорами. Часть компьютеров была приобретена за счёт местного бюджета, и один компьютерный класс нам передал областной Департамент образования. Из появившихся в нашем распоряжении 26 новейших компьютеров удалось скомпоновать три компьютерных класса. Два из них были установлены в школах города. Благодаря этому все школьники города и некоторых сельских школ изучали информатику на современной технике с использованием современных программ. Занятия вели квалифицированные учителя информатики, нагрузка которых позволяла не отвлекаться им на другие предметы, как это бывает в некоторых школах, где из-за нехватки часов информатики преподаватель вынужден вести ещё какой-либо предмет. Одновременно в тех школах, где были установлены классы, делались первые попытки использования компьютеров на других уроках. Постепенно финансирование школ улучшалось, многие стали приобретать собственные компьютерные классы и отказываться от услуг Компьютерного центра, и в 2001 году обучение школьников в центре прекратилось.

Перед центром же встала новая, не менее важная задача - подготовка учителей предметников и административных работников по использованию компьютеров и новых информационных технологий в образовательном процессе. И с 2001 года компьютерный центр стал структурным подразделением Информационно-методического центра Управления образования. На средства местного бюджета удалось обновить парк компьютерной техники. На базе центра постоянно проходят занятия для работников образования округа. Первоначально прошли подготовку работники администраций, затем набирались группы предметников, библиотекарей, школьных психологов, педагогов дополнительного образования. За два года работы центра в новом статусе на его базе прошли подготовку около 60 человек и число желающих обучится работе на компьютере постоянно растёт. Обучение ведётся по программе и методикам, разработанными Институтом развития образования. В настоящее время центр предлагает для обучения следующие образовательные модули:

1.      Основы работы с персональным компьютером;

2.      Компьютер как инструмент профессиональной деятельности;

3.      Компьютер в делопроизводстве и управлении;

4.      Программа составления школьного расписания «Вариант»;

5.      Основы программирования.

Для повышения эффективности учебного процесса в центре созданы методические пособия по таким темам как «Текстовый редактор», «Электронные таблицы», «Системы управления базами данных», «Основы программирования на языке Паскаль». Широко используются на занятиях компьютерные обучающие программы.

Ещё одна важная задача, решаемая центром – формирование библиотеки учебных программ. В настоящее время медиатека компьютерного центра насчитывает 38 лазерных диска с учебными программами по всем предметам. Для ознакомления учителей с этими программами на базе центра регулярно проводятся семинары. В прошлом и в текущем учебном году такие семинары состоялись для учителей математики, химии, истории, географии, начальных классов, по использованию компьютерных программ в учебном процессе.

Компьютерный центр постоянно оказывает помощь в информационной поддержке при проведении различных конкурсов, конференций и других мероприятий, проводимым по линии Управления образования, Так в прошлом учебном году такая помощь оказывалась на конкурсах «Ученик года», «Учитель года», при проведении Августовского совещания работников образования, Дня учителя. Благодаря наличию копировально-множительной техники у нас есть возможность подготовки и тиражирования различных методических материалов, презентаций, отчётов и т. д., чем активно пользуются учебные заведения округа. Для повышения эффективности своей работы, Компьютерный центр тесно взаимодействует с различными организациями города и области.

Большая работа в центре проводится по внедрению электронного документооборота. За последние 2 года нами созданы:

1.      база данных педагогов Угличского муниципального округа;

2.      электронная картотека педагогов, внедряющих новые педагогические технологии;

3.      электронная картотека журнальных статей по новым технологиям;

4.      электронная картотека педагогических изданий;

5.      база данных по подписке.

Регулярно проводится поиск различной информации в Интернет по заявкам учителей.

Активная работа ведётся по реализации программы учебного книгоиздания. В рамках данной программы создана база данных по всем учебникам имеющимся в школах округа и на основании собранной информации, в соответствии с программой учебного книгоиздания, формируются заявки на школьные учебники.

Перспективами развития центра прежде всего является обеспечение его выхода в сеть Интернет. Это позволит начать подготовку учителей работе с сетевыми информационными ресурсами, что крайне важно на сегодняшний день. Надеемся, что в будущем году с реализацией программы создания Муниципальной телекоммуникационной сети такая возможность у нас появится. Важными также являются задачи дальнейшего формирования мультимедиатеки учебных программ и отработка методик их применения, а также распространение опыта использования информационных технологий в образовательном процессе.

Следует отметить огромную заинтересованность многих учителей в использовании новых информационных технологий в своей работе. Благодаря тому, что в большинстве школ округа компьютеры стали доступны, появилось много программного обеспечения по различным предметам, ряд педагогов, прошедших соответствующую подготовку в Компьютерном центре, успешно работают по внедрению компьютерной техники в учебный процесс. Так, например, активно внедряются компьютерные технологии в СОШ №3 (направление компьютер в делопроизводстве), в СОШ № 7,8,5, Отрадновской (направление компьютер как инструмент ученика начальной и средней школы), в ФМЛ (направление компьютер в проектной деятельности). Очень активно используются компьютеры во внешкольной деятельности психологов, центра «Гармония», подросткового клуба. В большинстве школ, где есть компьютеры, они широко используются для создания методических и наглядных пособий, творческих работ, создания тестов. Радует тот факт, что постоянно растёт число желающих пройти обучение по использованию компьютеров. Это говорит о том, что работники образования почувствовали неоспоримые преимущества и важность новых технологий в учебном процессе, и от того насколько активно они внедряются, во многом завит качество и конкурентоспособность системы образования нашего округа.